Tilda Publishing
Отдел опеки и попечительства над
несовершеннолетними Министерства
социального развития Пермского края
614006, г. Пермь, ул. Ленина 51, каб. 208
факс и телефон: (342) 240-46-64
e-mail: tgkel@social.permkrai.ru
О группах здоровья
Информация о детях, оставшихся без попечения родителей, в федеральном банке данных (http://www.usynovite.ru/db/) включает год рождения, характер ребенка, наличие у него братьев и сестер, а также группу здоровья.

Родители, готовящиеся стать опекунами или усыновителями, иногда пугаются и отказываются взять ребенка, если видят у него 4 или 5 группу здоровья.

Но так ли это страшно? Что такое группы здоровья и что они означают?
Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ №621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Этот приказ регламентирует алгоритм оценки групп здоровья у детей от 3 до 17 лет. По этому приказу дети могут быть отнесены к 5 различным группам здоровья. Каждая группа определяется так:

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

I группа здоровья. Это здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.
II группа здоровья. К ней относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания. Также сюда относят детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), детей с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями, детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций.
III группа здоровья. Сюда попадают дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, но без осложнений основного заболевания. Здесь же дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, которая не ограничивает возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста.
IV группа здоровья. Здесь дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, или неполной компенсацией функциональных возможностей. Дети с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания или когда основное заболевание требует поддерживающей терапии. Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.
V группа здоровья. Сюда относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии. А также дети-инвалиды, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Кто и как определяет группу здоровья

Стоит сразу же отметить, что группа здоровья не ставится один раз на всю жизнь, она может меняться, причем в любую сторону.

Первый осмотр для постановки группы проводит неонатолог в родильном доме или перинатальном центре после оценки состояния ребенка и проведений необходимых исследований.

Затем группу здоровья определяет участковый педиатр или врач детского учреждения на основании осмотра, диспансеризации или дополнительных обследований. В детских учреждениях группы здоровья определяются по общепринятому алгоритму.

Если разбирать конкретные заболевания, то большинство из них относят ребенка в ту или иную группу в зависимости от тяжести их течения. Например, ребенок имеющий иногда аллергию, но обычно находящийся в ремиссии, будет отнесен ко второй группе. Если аллергия активна, группа станет третьей. Если же аллергия переходит в астму – четвертая, а при лечении гормонами и вовсе пятая. То есть один и тот же диагноз в разные периоды жизни будет означать разные группы здоровья ребенка. Наличие диагноза бронхиальная астма вообще сразу относит ребенка к 3 и более группе здоровья. Хотя в настоящее время она очень хорошо лечится, большинство детей с астмой ведут абсолютно обычный образ жизни, включая учебу в школах и занятия спортом. Но группа здоровья будет не меньше 3.

Также нет гарантии, что, взяв ребенка с 1-2 группой здоровья, вы получите реально здорового малыша или подростка, вполне возможно он просто находится в стойкой ремиссии.

Возможны и другие варианты. Один из них: группа стоит неверно из-за того, что в какой-то момент врачи сработали не очень качественно или формально. Тогда есть вероятность, что ребенок получит более высокую группу, а какие-то его заболевания останутся незамеченными. Бывает и, напротив, вариант гипердиагностики, при котором есть опасность выставить тот диагноз, которого у ребенка на самом деле нет, или его степень не такая тяжелая, как выявили исследования. Такой ребенок будет иметь более низкую группу здоровья, чем на самом деле.

Не стоит забывать, что почти все заболевания имеют психоэмоциональную составляющую, которая может быть как причиной заболевания, так и определяющим фактором степени его тяжести. Поэтому, когда ребенок попадает в домашнюю обстановку к любящим и заботливым родителям, которые оказывают внимание только ему одному, состояние ребенка улучшается. И через год-два его группа здоровья повышается вплоть до первой.

К сожалению, возможна и противоположная ситуация: родитель берет здорового ребенка с 1 группой здоровья, но с течением времени у него проявляется, например, генетическое заболевание. И причина появления будет не в том, что врач учреждения работал плохо, а в стечение обстоятельств, наличие генетических предрасположенностей и т.д.

Как относиться к заявленным группам здоровья детей

Во-первых, помнить о том, что практически любое заболевание может иметь разные формы течения и тогда оказываться в разных группах. Это и уже упомянутая астма, и ВИЧ, гепатиты, умственные отсталость, миопии, сколиозы, кариесы. Родителям лучше заранее найти врача, которому они доверяют, чтобы он мог расшифровать и пояснить сложную терминологию диагнозов.

Во-вторых, честно ответить себе на вопрос «какое заболевание ребенка для меня неприемлемо?» И если вас пугает ВИЧ в любом состоянии, лучше не берите ребенка с таким диагнозом в семью. Всегда лучше повременить с решением, чем взять ребенка и спустя время отказаться.

В-третьих, не пытаться найти обязательно ребенка с первой группой здоровья. Таких детей сейчас очень мало и среди родительских, а в детских учреждениях они встречаются еще реже. Дети со второй-третьей группами здоровья – это дети с отклонениями, которые не мешают или не сильно мешают обычной жизни.

Первая и вторая группы требуются только для поступления ребенка в гимназию, лицей, языковую спецшколу и для занятий в специализированных спортивных школах. Это связано с тем, что на детей ложится повышенная физическая и умственная нагрузки.

Если же вы не собираетесь вырастить из ребенка обязательно гения с суперспособностями, то не ставьте группу здоровья главным фактором для выбора того, кто станет частью вашей семьи.


По материалам Иоланты Качаевой, журналиста фонда «Измени одну жизнь»