Tilda Publishing
Отдел опеки и попечительства над
несовершеннолетними Министерства
социального развития Пермского края
614006, г. Пермь, ул. Ленина 51, каб. 208
факс и телефон: (342) 240-46-64
e-mail: tgkel@social.permkrai.ru
Диагностика ребенка
Методика "Колесо развития"
Инструментов для диагностики сейчас очень много. На любой вкус. Часть моей работы связана с обучением и помощью воспитателям в детских домах. Благодаря этому я познакомилась с такой методикой, как колесо развития.
Колесо развития помогает определить уровень развития ребенка в соответствии с нормой. Как это понимать?

Ребенок приходит в этот мир, узнает его. Родители и близкие люди стараются ему в этом помогать. Создают благоприятную среду. Малыш растет. Он начинает понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, что нельзя. Что бывает грустно и больно, а бывает очень весело. Замечает - я мальчик/девочка) И это все — про гармоничное колесо развития в шести зонах: физическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное, нравственное и сексуальное. Картина замечательная и за ребенка можно порадоваться.

Дети, которые попадают в детские дома, пережили большое количество стрессов. Часто рядом с ними не было вменяемых взрослых. Плохие условия жизни, отсутствие еды и множество сложных ситуаций...

Поэтому такой ребенок развивается неравномерно. Когда мы с воспитателем садимся составлять колесо, появляется много вопросов. Проходимся по всем шести зонам:

- Как Вы считаете, как у нее с сексуальным развитием? (собирательный образ ребенка 14-15 лет)

- Да Вы что - там все отлично. Она уже все знает, умеет больше нашего...

Но,если смотреть глубже, сексуальное развитие — это не просто секс. Это очень большой слой знаний и умений. Это отношение к себе как к мальчику или к девочке. И это представление часто очень размыто. Тут же присоединяется нравственный аспект. Кто объяснил ребенку - что такое хорошо, а что такое плохо? Какими нормами он руководствуется? Как относится к семье, которая его предала? А помните в каком возрасте закладываются эти знания?

Поэтому мы смотрим и определяем истинный возраст ребенка и истинный уровень его развития.

И получается наш ребенок - разного возраста, от двух, трех, пяти лет. Представьте, что в эмоциональной сфере ей лет пять. Она не особо понимает свои чувства и чувства других. У нее три состояния - "плохо, хорошо и норм". А ей 15... Все окружающие предъявляют требования как к подростку. Поэтому ей очень трудно и невозможно адаптироваться в этой ситуации.
На колесе очень ярко видно, как из ровного и красивого оно становится кривым. Оно не сможет катиться по жизни легко. И с этим приходится мириться и опираться уже на реальный возраст ребенка в каждой сфере.

Что это дает? Для чего такой подробный анализ каждой зоны развития ребенка? Если мы достаточно точно определяем возраст ребенка в конкретной зоне - можно хорошо подобрать инструменты коррекции. Не беседы и лекции) А, например, игру. Ведь в пять лет эта форма разумнее.
Интересно, что сейчас часто западает и у детей из "хороших" семей эмоциональное, социальное или нравственное развитие... Как думаете почему? Согласны ли Вы с таким анализом ребенка?


Александра Честикова, психолог «Солнечного круга»