Tilda Publishing
Отдел опеки и попечительства над
несовершеннолетними Министерства
социального развития Пермского края
614006, г. Пермь, ул. Ленина 51, каб. 208
факс и телефон: (342) 240-46-64
e-mail: tgkel@social.permkrai.ru
Общение с кровными родителями
Стоит ли позволять общение с кровными родителями? Общий ответ – да, стоит. Более того, замещающие родители (за исключением усыновителей) не вправе запрещать кровным родителям и другим родственникам видеться с ребёнком (п. 5 ст. 148.1 Семейного кодекса РФ). При условии, что это общение в интересах ребёнка и не вредит ему. Конечно, замещающая семья может не допускать общения ребёнка с кровными родителями, если они лишены родительских прав

Но дело не только в законе: как правило, ребенок нуждается в связях с кровной семьей и такое общение ему полезно. Кровная семья – это история ребёнка, его гены и корни.

Для безопасности ребёнка замещающая семья заранее интересуется у специалистов историей жизни ребёнка с кровными родителями: что это за люди, как они относились к ребёнку, какой была их семья, не допускалось ли жестокое обращение и насилие. Замещающие родители должны убедиться в безопасности встреч. Если такие встречи безопасны, то необходимо обсудить с кровными родителями, где будут проводиться встречи, как часто, какой продолжительностью, будут ли на них присутствовать замещающие родители или третьи лица. При необходимости подключают специалистов органов опеки или служб сопровождения приёмных семей.

Затем к встрече готовят ребенка. Это обязательный этап, так как встреча с кровными родителями, особенно первая, будет волновать ребенка. Подготовка создаст ему больше спокойствия и безопасности. Мы не будем сейчас рассматривать вопрос, как рассказать ребёнку, что он приемный, как рассказать о кровных родителях – это темы для отдельных статей. Берем ситуацию, когда ребёнок знает о кровных родителях и о предстоящей встрече с ними.

Что ребенок должен знать до встречи?
1. Четко представлять, как будет происходить встреча. Где она пройдет, сколько займёт времени, будут ли присутствовать замещающие родители, что нужно сделать, если захочется прервать встречу – ответы на эти вопросы ребёнок должен знать заранее. Более того, необходимо их давать даже если ребёнок не спрашивает и, кажется, не волнуется о встрече.

2. Получить достаточное количество информации задолго до встречи. Если ребёнок не был знаком с кровными родителями – расскажите ему все, что сами узнали о них: какие они по характеру, чем занимаются. Попробуйте найти объяснения, почему родители решили выйти на связь с ребенком именно сейчас. Если ребенок жил в кровной семье и помнит родителей, расскажите ему о том, что сейчас эти люди могут измениться в характере и в общении. Рассказывайте о том, что знаете и в чем уверены. Не придумывайте лишнего. Не рассказывайте особо негативных фактов, которые могут травмировать ребёнка.

3. Должен быть готов к реакции родителей. Необходимо проговорить все возможные реакции. Родители, как и ребёнок, будут испытывать страх, беспокойство, они могут стесняться, злиться, слишком интенсивно радоваться. Надо заранее объяснить, что такие реакции могут быть и это нормально. Если ребенок помнит своих родителей, спросите, какими он их помнит и объясните, что сейчас они могут вести себя по-другому, иначе говорить и реагировать. Бывает, что родители не приходят на назначенную с ребёнком встречу. Обсудите заранее, что такое возможно, и обсуждайте чувства ребенка после таких отмен.

4. Проговорить все возможные чувства, которые могут возникнуть у ребенка при встрече с родителями и после нее. Страх, злость, радость, грусть, стыд, вина – любое из чувств может возникнуть после встречи. Даже если ребенок не скучал по кровным родителям, после встречи с ними он может очень переживать.

Важно правильно завершить встречу и провести время после нее:
- после прощания с родителями уведите ребенка немедленно и спокойно;
- не расспрашивайте ребёнка о встрече. Если он посчитает нужным, то расскажет вам позже сам.Или не расскажет – это его право;
- скажите, когда он снова увидится с родителями. Даже если ребенок не спрашивает об этом;
- скажите что-нибудь ободряющее, чтобы ребёнок понял, что любая его эмоция нормальна и допустима;
- не заставляйте есть и не приставайте с нежностями;
- примите любые чувства и любое поведение ребенка. Для того чтобы справиться с эмоциями от встречи, ребенок может плакать, много говорить, молчать, избегать родителя, тянуться к родителю, тянуться к другим людям, злиться, вести себя агрессивно, спать. Каждая из реакций нормальная и необходима ребёнку, дайте ему прожить ее.

Выберите правильное место встреч, исходя из особенностей ребенка и кровных родителей. Приведем возможные варианты с их достоинствами и недостатками.

1. Кабинет специалиста (психолога, педагога, органов опеки)
+ Возможен контроль за ситуацией. Даже если специалист не находится в кабинете, он может подключиться в любой момент.
- Атмосфера встречи может быть холодной и безличной. Обстановка может быть некомфортной как для ребёнка, так и для родителей, может напрягать и стеснять.
- Нет приватности общения. Присутствие специалиста на встрече снижает непринуждённость и искренность общения.

2. Дом замещающей семьи
+ Меньше нарушает течение жизни ребёнка. Ребёнок чувствует себя комфортно и в безопасности.
- Родители могут чувствовать себя неудобно, находясь в чужом доме

3. Дом кровных родителей
+ Родители и ребёнок могут чувствовать себя комфортно. Ребёнок может радоваться знакомым и родным комнатам, вещам, домашним животным.
- Замещающие родители могут быть не в состоянии обеспечить полную безопасность ребёнку.Ребёнок может чувствовать себя некомфортно и плохо, если не жил с родителями в этом доме или если с домом связаны неприятные воспоминания.
- Кровные родители могут испытывать неловкость и стыд за свои условия жизни.

4. Дом родственников
+ Обстановка более нейтральная, чем дом родителей, но в то же время знакомая ребёнку.
- Может быть критика кровных и замещающих родителей со стороны родственников

5. Нейтральное место (кафе, парк, зоопарк, набережная и др
+ Обстановка менее эмоциональная. Окружающие вещи не вызывают различных воспоминаний.
+ Вокруг есть посторонние люди, которые могут помочь в непредвиденных ситуациях.
- Отсутствие приватной атмосферы.

Бывают случаи, когда кровные родители хотят общения с ребёнком, но это является недопустимым или невозможным – кровные родители живут далеко, находятся в тюрьме, психически нездоровые и т.д. Даже в этих случаях ребёнок может получить пользу, если найти другие формы связи. Звонки по телефону, смс, общение в социальных сетях, обмен открытками или подарками на праздники – всё это позволит удовлетворить потребность в общении с кровными родителями, не навредив ребёнку.

Какие бы ни были кровные родители, по какой бы причине ребёнок ни жил отдельно от них – это самые важные люди в его жизни. Примите их, найдите в них хорошее и позвольте ребёнку общение с ними.

Статья основана на материалах программы «Формирование компетентности специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основанной на международной программе «PRIDE» и проводимой психологом Эльвирой Савиновой.

Анастасия Киреева, психолог