Tilda Publishing
Отдел опеки и попечительства над
несовершеннолетними Министерства
социального развития Пермского края
614006, г. Пермь, ул. Ленина 51, каб. 208
факс и телефон: (342) 240-46-64
e-mail: tgkel@social.permkrai.ru
Ребенок и карманные деньги
Ребенок взрослеет и однажды просит не купить игрушку или сладости, а дать деньги.
В каком возрасте начинать давать карманные деньги? Какую сумму? С какой периодичностью? Пытаясь ответить на эти вопросы, родители полагаются на опыт знакомых или свое детство. Разберемся.

Давать карманные деньги необходимо. Это учит детей самостоятельности и ответственности. Ребенок, который научился распоряжаться деньгами, будет лучше планировать бюджет в будущем. Наличие собственных денег повышает самооценку, ребенок начинает чувствовать себя взрослым.

Возраст, с которого давать карманные деньги, индивидуален. Общая рекомендация — с первого класса, то есть с семи лет. Давать деньги именно в этом возрасте начинают и в России, и в Европе. Ребенок уже имеет общее понимание, что деньги зарабатываются трудом, что они не бесконечны и не могут быть потрачены сразу на все, что хочется. Некоторым детям можно давать деньги немного раньше — тут родителю надо самостоятельно оценить, готов ли ребенок распоряжаться собственными средствами. А вот затягивать не рекомендуется. Если одноклассники ребенка уже имеют свои финансы, а он нет, то это может привести к конфликту с родителями, экономии на обедах или даже воровству.

Сколько денег давать и с какой периодичностью — тоже индивидуальный вопрос. Некоторые авторы полагают, что стоит ориентироваться на класс ребенка и давать примерно столько, сколько получают одноклассники. Сумма не должна быть большой. Цель карманных денег — научить ребенка самостоятельности, а не обеспечить себя.

Кому-то удобнее давать деньги ежемесячно, кому-то каждую неделю или каждый день. Самая распространенная практика, когда ребенок получает сумму, чуть большую, чем необходимо для проезда и обедов в школе, а оставшееся может тратить по своему усмотрению. Сумма, в любом случае, должна быть фиксированной и не зависеть от вашего настроения.

Самый спорный вопрос — могут ли деньги быть "зарплатой". Здесь родители и психологи делятся на тех, кто платит детям, и противников такого подхода. Я, будучи психологом, против поощрений детей деньгами.

Родителям, кажется, удобно — ребенок выполняет задания и поручения. Но он готов что-то сделать исключительно ради денег, при этом он не научится понимать смысл выполнения домашних обязанностей, домашнего задания или посещение школы. Мотивация к посещению школы как источнику знаний не сформируется, да и домашние дела не будут выполняться без оплаты.

Вы всегда можете наградить ребенка за хорошую учебу в конце семестра или года, но лучше чтобы это был какой-то неожиданный подарок, а не деньги.

Не заставляйте ребенка копить. Конечно, вы расскажете ему о том, что можно копить на какую-то большую вещь, и поможете это сделать, если у ребенка уже есть мечта о крупной игрушке или телефоне. Но не требуйте, чтобы ребенок копил всегда. Он вправе тратить карманные деньги в тот же день, когда получил. Не нужно и следить за тем, куда ребенок тратит карманные деньги. Будьте внимательными, чтобы ребенок не купил сигареты или наркотики, но не требуйте регулярно отчитываться о том, куда были потрачены деньги. Иначе вы проявляете недоверие, сомнение в самостоятельности.

Анастасия Киреева, психолог